Четверг, 21.11.2024, 23:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2014 » Март » 27 » Сергей Калюжный: "Чтобы развивались инновационна
06:16

Сергей Калюжный: "Чтобы развивались инновационна





О перспективах развития наноиндустрии, роли и задачах государства в инновационных процессах в интервью журналу «Нанотехнологии Экология Производство» рассказал директор департамента научно-технической экспертизы, член правления РОСНАНО Сергей Владимирович Калюжный.


Калюжный С. В.,
директор департамента научно-технической экспертизы,
член правления РОСНАНО,
профессор, д.х.н.

- Довольно часто цитируется определение Вадима Котельникова: «Наука – это превращение денег в знания, а инновации – это превращение знаний в деньги». В какой из мировых держав, по-Вашему, наиболее точно следуют данной модели? И насколько это удается России?

- Действительно, выражение довольно известное. В то же время оно точно формулирует основные цели и задачи деятельности РОСНАНО. Миссия корпорации состоит в содействии реализации государственной политики, цель которой – вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Исходя из этой цели, формулируются основные задачи корпорации – коммерциализация разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. Главным инструментом, обеспечивающим решение основных задач РОСНАНО, являются инвестиционные проекты. Из мировых держав наиболее точно упомянутому выше определению следует Израиль. Одно из основных достояний этой небольшой страны – квалифицированное население, значительная часть которого, кстати, бывшие наши соотечественники. Собственный национальный рынок незначительный. Поэтому в стране выстроена идеология, направленная на развитие науки и инноваций. Новые технологии, реализованные в патентах и интеллектуальной собственности, коммерциализируются компаниями в различных странах, принося как материальные, так и имиджевые дивиденды страновой экономике Израиля. Также данной модели следует США – один из лидеров мировой науки во многих отраслях. В США высокотехнологичный бизнес развивается много десятков лет. На сегодняшний день практически все крупнейшие компании избавились от собственных производственных мощностей, разместив их в третьих странах. Сами же сосредоточили основные усилия на технологиях, дизайне. Пытается догнать лидеров и Китай. Правда, пока качество науки и объем научно-исследовательской деятельности отстают, но зная их упорство, следует ожидать, что рано или поздно количество перейдет в качество.

- А какие меры необходимы, чтобы Россия из разряда догоняющих вошла в ряд лидеров?

- Инновационный бизнес довольно специфичен и требует достаточного количества инфраструктурных элементов для его развития. Чтобы развивались инновационная экономика и рынок интеллектуальной собственности, требуются по крайней мере четыре важных элемента: Первое — это сильная наука, генерирующая идеи. Второе — развитые венчурные институты, на средства которых проекты будут доводится до стадии производства. Третье — интеллектуальный рынок, где практически готовый к производству проект находит основного инвестора. И четвертое — действенная нормативно-правовая база, регламентирующая действия всех участников инновационного процесса. В контексте вышесказанного можно сказать, что в российской науке (в частности - прикладной) в настоящее время наблюдается некоторое снижение активности. Венчурные институты, несмотря на помощь государства, также недостаточно развиты. Это связано с отсутствием конкуренции в нашей экономике по данному направлению — присутствие на рынке нескольких венчурных игроков заставляет последних более активно участвовать в выводе на рынок новых проектов. Еще хуже обстоят дела с рынком интеллектуальной собственности и законодательством. По данным направлениям, конечно, идет работа, но до совершенства пока не доведена. В частности, моделью инновационной экономики призван стать проект «Сколково». Именно в «Сколково» должны отработаться все недостающие элементы для развития инновационной экономики. В дальнейшем продуктивные решения, прошедшие опробацию в иннограде, будут тиражироваться по всей стране.

- Какие, по-Вашему, законодательные инициативы необходимы сейчас для развития инновационной экономики?

- Важным элементом построения инновационной экономики в России является создание законодательной базы, направленной как на стимулирование внедрения современных технологий, так и на их разработку. Нашими специалистами была проведена значительная работа по анализу существующего законодательства, выработке поправок к уже действующим нормативным актам, а также разработке проектов новых документов. Одной из первоочередных мер по созданию механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию является использование госзаказа. Представители РОСНАНО наряду с заинтересованными министерствами и ведомствами участвуют в проводимой Министерством экономического развития Российской Федерации работе по совершенствованию законодательства в сфере госзакупок. В корпорации подготовлен ряд предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части особенностей проведения многоэтапных конкурсов, использования дополнительных критериев оценки при закупке инновационной продукции. Не менее важной является работа по совершенствованию законодательства в сфере технического регулирования. 30 декабря 2009 года вступил в действие Федеральный закон № 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», в работе над которым приняли участие специалисты РОСНАНО. Он предусматривает возможности применения в ряде случаев нормативных правовых актов в сфере технического регулирования как стран Таможенного союза, так и стран Европейского союза, что позволит обеспечить соответствие нормативной базы в этой области современному уровню технологического развития, высокое качество и безопасность продукции для потребителя. Еще одним важным шагом по созданию стимулов внедрения и разработки инновационных технологий стало принятие Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энерго-сбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, специалисты РОСНАНО вошли в состав рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Также нами подготовлены проекты Федеральных законов, направленных на гармонизацию существующего законодательства в области таможенной политики, корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг, пакеты нормативно-правовых актов в развитие данных документов. В частности, подготовленные предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс РФ и Федеральные законы «Об экспортном контроле» и «О валютном регулировании и валютном контроле» содержат предложения по упрощению таможенных процедур, экспортного и валютного контроля и иных административных ограничений при экспорте товаров высокой степени переработки, временном ввозе/вывозе образцов для проведения испытаний и исследований. Одним из условий построения инновационной экономики является создание позитивных стимулов для инвесторов с целью расширения притока инвестиций в высокорисковые проекты. С этой целью специалистами Корпорации подготовлен проект Федерального закона «Об инвестиционном партнерстве», учитывающий лучший мировой опыт и вводящий в российскую практику новую организационно-правовую форму для осуществления коллективных инвестиций и создания фондов. Принятие законопроекта должно создать механизм, способствующий созданию цепочки фондов коллективных инвестиций, ориентированных на разные стадии развития компаний (посевные, венчурные, прямых инвестиций), что в перспективе позволит генерировать поток инновационных проектов, обеспеченных финансовыми ресурсами на каждом этапе своего развития. Специалистами РОСНАНО подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», основными положениями которых является смягчение требований к отчетности закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых венчурных инвестиций с целью минимизации издержек, связанных с функционированием венчурных фондов в этой форме, а также расширение права управляющих компаний в части возможности приобретения паев фондов. В 2009 году в РОСНАНО начата работа по подготовке проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства об инновационной деятельности в части регулирования интеллектуальной собственности, а также в области регулирования и саморегулирования деятельности патентных поверенных. В результате анализа существующей нормативной базы в этой сфере была разработана концепция изменений в нормативно-правовые акты, включая Четвертую часть Гражданского кодекса РФ, направленная на совершенствование регулирования интеллектуальной собственности. Планируется, что до конца 2010 года работа по подготовке проектов нормативных документов, направленных на повышение эффективности системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и стимулирование их коммерциализации, будет закончена. В области налогового стимулирования инновационной деятельности специалистами корпорации был проведен анализ международного опыта, а также российской практики налогового стимулирования научной и исследовательской деятельности. В 2009 году была разработана Концепция поправок в Налоговый кодекс РФ с целью придания налоговой системе стимулирующей роли в создании импульсов для инновационной активности в таких значимых областях, как создание и стимулирование спроса на высокотехнологическую и инновационную продукцию, внедрение программ модернизации и инвестиций в высокотехнологические производства и технологии. Создание условий и стимулов для инновационной деятельности, приведение налоговой системы в соответствие современным вызовам и потребностям инновационных предприятий требуют упрощения процедур налогового администрирования, создания специального порядка налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью, упрощения процедур налогообложения при экспорте высокотехнологической продукции.

- На одном из совещаний ректоров университетов на тему «Организация научного, технологического и производственного сотрудничества в сфере нанотехнологий» был поднят важный вопрос об отсутствии «дерева цели» в развитии отечественной наноиндустрии. Проблема для научных организаций и вузов: «Кому это все нужно?» По словам одного из ректоров, происходит неприятие инноваций предприятиями. Какое решение в этом случае может предложить РОСНАНО?

- Нами была разработана и принята «Концепция деятельности РОСНАНО в области стимулирования спроса на продукцию наноиндустрии», описывающая подходы к формированию системы спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Принятые в документе отраслевой и региональный подходы в стимулировании спроса на продукцию наноиндустрии являются важнейшими в деятельности корпорации. В качестве приоритетных были определены такие отрасли, как строительство, информационные технологии, транспорт (включая трубопроводы), металлургия, медицинская и фармацевтическая промышленность. Данный выбор коррелируется как с обозначенными Президентом Российской Федерации приоритетными направлениями модернизации страны, так и с позитивным опытом рассмотрения Корпорацией проектов в этих отраслях. Стимулирование спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию основывается в формировании системных связей между производителями продукции наноиндустрии и крупнейшими участниками рынка, их поставщиками и потребителями. Так, в декабре 2009 года было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве РОСНАНО и ОАО «РЖД», предусматривающее реализацию программ по стимулированию спроса на инновационную продукцию. В настоящий момент рассматривается свыше четырех десятков проектов с общим потенциальным объемом закупок более 3 млрд рублей в год. Разработан и подготовлен к подписанию проект соглашения о сотрудничестве корпорации и ГК «Олимпстрой», предусматривающий мероприятия по стимулированию спроса на продукцию наноиндустрии в строительной отрасли, включая закупки инновационной продукции для комплекса Олимпийских игр. В рамках стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию Корпорация активно взаимодействует с региональными органами власти. В 2009 году совместно с органами власти Пермского края была разработана программа стимулирования спроса на продукцию наноиндустрии в регионе. Она включает изменения нормативно-правовой основы для деятельности региональных инновационных предприятий, активное стимулирование спроса со стороны администрации на инновационную продукцию, производимую в Пермском крае и других субъектах Российской Федерации, повышение энергоэффективности предприятий региона, приобретение продукции наноиндустрии в рамках госзакупок и другие меры. Проведен анализ региональной нормативно-правовой базы Чувашской Республики, Томской, Ново-сибирской и Воронежской областей. В результате подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью стимулирования спроса на продукцию наноиндустрии.

- Сейчас большое внимание уделяется проекту «Сколково». Не скажется ли это негативно на региональной политике? И вообще, насколько активно развивается Корпорацией региональная политика?

- «Сколоково» станет лишь моделью инновационной экономики. Все лучшее будет тиражироваться в регионах, в тех же технопарках, технополисах, особых экономических зонах. Интерес же Корпорации к регионам закономерен — создать целую отрасль в пределах МКАД невозможно. К тому же сейчас регионы сами заинтересованы в создании новых производств. Можно говорить даже о некоторой конкуренции среди регионов: чтобы разместить производства на своей территории, региональные власти предлагают особые условия инноваторам — налоговые льготы, развитую инфраструктуру. Таким образом лет через 5-10 мы увидим среди регионов новых лидеров. Показателен в этом плане пример Татарстана. Руководство республики вовремя поняло, что сырьевая экономика имеет ограниченные перспективы, взяв курс на инновационное развитие. Яркое подтверждение тому тот факт, что Правительство РТ и госструктуры намерены инвестировать в развитие наноиндустрии в регионе 180 млрд рублей.

- Не могли бы Вы дать оценку потенциалу нанотехнологий: какова доля «нанопродукции» в ВВП России в настоящее время, каковы темпы роста – чего нам ожидать хотя бы в среднесрочной перспективе? В каких отраслях?

- Поскольку нанотехнологии объединяют целый ряд наук, отрасль, созданная на ее основе — наноиндустрия, - охватывает в той или иной мере большинство отраслей: электроника, приборостроение, космическая, авиационная, фармацевтическая промышленности, автомобилестроение, металлургия, энергетика и т. д. Рассмотрим, например, современный автомобиль — сейчас он состоит из деталей, изготовленных с применением нанотехнологий: светодиоды, лакокрасочное покрытие, аккумуляторы, элементы электроники и другие. Согласно оценке Минобрнауки сейчас продуктов наноиндустрии производится на сумму 50-70 млрд рублей. Это немного, конечно. Но у нас довольно амбициозная программа развития наноиндустрии. Стратегия развития наноиндустрии подразумевает, что к 2015 году нам нужно обеспечить производство нанопродукции на сумму 900 млрд рублей, в том числе с участием РОСНАНО на сумму 300 млрд рублей. Для сравнения, объем рынка традиционной энергетики составляет около 1 трлн рублей.

- РОСНАНО намерено инвестировать в «нанотехнологическое образование» до 2015 г. порядка 9 млрд рублей. Можно подробнее — на какие именно цели пойдут данные средства: перестроение системы образования, разработку новых специальностей по направлениям наноматериалы, нанотехнологии, заказ на обучение конкретных специалистов с их дальнейшим трудоустройством?

- Инвестируя в образование, мы преследуем свои прагматичные цели. В данном русле деятельность РОСНАНО нацелена на создание кадрового потенциала наноиндустрии через поддержку программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в первую очеред, для сотрудников проектных компаний, получивших поддержку Корпорации. Одним из базовых принципов Концепции образовательной деятельности РОСНАНО, утвержденной в 2009 году, является конкурсный отбор образовательных программ, заказываемых Корпорацией для своих проектных компаний. Была создана Конкурсная комиссия, куда вошли руководители подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Российской академии наук, Российской академии образования, РНЦ «Курчатовский институт», РОСНАНО, а также независимые эксперты. В основу алгоритма проведения конкурсов образовательных программ положен принцип максимального вовлечения работодателей в разработку технического задания, а затем и в реализацию и/или мониторинг программ и оценку их эффективности. Согласно утвержденной Концепции, к 2015 году должно быть разработано и апробировано по заказу работодателей 96 образовательных программ, но уже 2009 год показал, что активность проектных компаний выше ожидавшейся, и планы были скорректированы в сторону увеличения количества программ. В 2009 году было начато финансирование первого образовательного проекта РОСНАНО – международной программы МИСиС/МФТИ «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий». Кроме того, началась разработка профессиональных стандартов для наноиндустрии. В этой работе принимают участие АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (РСПП), РНЦ «Курчатовский институт» и около 60 предприятий, университетов, НИИ, имеющих опытное производство. Профстандарты призваны помочь вузам учитывать запросы работодателей при планировании своих программ профессиональной подготовки. Еще одним направлением образовательной деятельности станет изучение и использование зарубежного опыта в программах подготовки кадров для проектных компаний, начиная от стажировок преподавателей вузов – победителей конкурсов в зарубежных университетах, приглашения ведущих зарубежных специалистов (в том числе, соотечественников) и заканчивая созданием совместных программ и/или приобретением программ лучших мировых университетов с последующей их адаптацией в российских вузах.

- О международной деятельности РОСНАНО — в прессе высказываются мнения о нецелесообразности вкладывания средств в иностранные проекты. Расскажите о позиции РОСНАНО.

- Во-первых, мы вкладываем в развитие наноиндустрии в России, то есть те проекты, в том числе с участием иностранных компаний, производство которых будет территориально расположено в России. Это означает, что налоговая база, трудовые ресурсы - наши. А то, что технолоия зарубежная — это, по большому счету, на фоне вышеуказанных выгод, не столь важно. Тем более что сейчас, в эпоху глобализации, процессы интеграции экономик разных стран неизбежны. Плюс, не обо всех зарубежных проектах можно говорить как о 100-процентно принадлежащих той или иной стране — сейчас в мире много бывших наших соотечественников, успешно занимающихся наукой и разработкой новых технологий, продукции. Им мы готовы предложить условия для коммерциализации проектов здесь, в России.

Просмотров: 411 | Добавил: capeas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0