Четверг, 02.05.2024, 19:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Июль » 13 » Планирование р
22:37

Планирование р





ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАДИОКОНТРОЛЯ

Н.А. Логинов, И.П. Харченко, В.И. Ралышков

Более чем пятилетний опыт работы Госсвязьнадзора РФ позволяет сформулировать основные вопросы планирования и реализации радиоконтроля применительно к российским условиям. Стратегические вопросы планирования радиоконтроля особенно важны для такой страны, как Россия, из-за большого разнообразия регионов по удаленности их от центра, степени их насыщенности оборудованием связи, условия его функционирования.

Анализ мировой практики организации и планирования радиоконтроля показывает, что эти важные вопросы решаются в каждой стране по-разному и единой концепции радиоконтроля не существует. Действующие сегодня рекомендации Международного Союза Электросвязи (МСЭ) [I], несмотря на свою безусловную восcтребованность не дают конкретных ответов и рецептов в отношении практической организаций радиоконтроля и технологии его осуществления.

Публикуемая ниже статья посвящена обсуждению принципов практического планирования радиоконтроля средств гражданского назначения. Этот вопрос является чрезвычайно важным, поскольку создание взаимоувязанной сети радиоконтрольных станций в России требует больших материальных затрат, и выбор неправильных приоритетов (тем более ошибочных принципов) приведет к неоправданным финансовым потерям. Рассмотренные подходы, рекомендации и утверждения опираются на рекомендации МСЭ [I], российские регламентирующие документы [2, 3, 6|, разработки отечественных научных коллективов [5] и практику работы Региональных управлений Госсвязьнадзора в области радиоконтроля |4].

МЕСТО РАДИОКОНТРОЛЯ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Радиоконтроль как составная часть системы регулирования (управления) использования радиочастотного спектра предназначен для повышения эффективности этого управления. Регулированием использования радиочастотного спектра (далее РИ РЧС) занимаются [2]:

1. служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России);

2. радиочастотные органы Минобороны России;

3. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

Основную цель радиоконтроля можно сформулировать как получение необходимых при решении задач РИ РЧС данных о реальной электромагнитной обстановке.

Определим те задачи РИ РЧС, которые требуют данных результатов радиоконтроля, что позволит в конечном счете перейти к принципам планирования радиоконтроля на уровне региональных органов.

Классификацию задач РИ РЧС, для которых могут потребоваться результаты радиоконтроля, удобно осуществить по следующим признакам:

1. Уровень значимости задач РИ РЧС.

2. Оперативность принятия решения.

3. Содержание задач РИ РЧС.

В таблице, построенной с учетом этих признаков, показана иерархия основных задач РИ РЧС, в которых используются результаты радиоконтроля.

К задачам высшего уровня следует отнести задачи, связанные с разработкой правил использования спектрального ресурса. Этими вопросами занимаются Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), Министерство РФ по связи и информатизации и Главное управление Госсвязьнадзора (ГУ ГСН). Для их решения необходимы результаты радиоконтроля, полученные в различных регионах страны.

К задачам нижнего уровня, выполняемым в пределах географических границ региона, следует отнести контроль использования частотного ресурса, выявление и устранение причин нарушений в использовании спектрального ресурса, оценку электромагнитной обстановки (ЭМО) в регионе и отдельном городе.

Задачи РИ РЧС подразделены также на плановые, оперативные и внеплановые. Оперативные и внеплановые задачи -вторичные по отношению к основным плановым задачам, так как они могут возникать в результате решения плановых задач.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАДИОКОНТРОЛЯ В ЗАДАЧАХ РИ РЧС ВЫСШЕГО УРОВНЯ

В соответствии с п.п. 5в, 5г, 5д, 5з, и 5и Положения о службе Госсвязьнадзора [3] к задачам высшего уровня следует отнести - задачи, как разработка предложений по использованию радиочастот радиоэлектронными средствами (РЭС) и ВЧ устройствами, разработка нормативно-технической документации, проведение мероприятий по международной координации частотных присвоении, разработка дополнительных мер по совершенствованию управления спектром, решение организационных вопросов и т. д. При решении этих задач в первую очередь необходимы данные, характеризующие состояние электромагнитной обстановки в отдельных регионах и городах, а также в целом по Российской федерации. К таким данным следует отнести

1. список используемых радиослужб и типов РЭС, находящихся в эксплуатации, количество РЭС, находящихся под плановым радиоконтролем, и перечень контролируемых параметров;

2. перечень операторов связи и РЭС, у которых были зафиксированы нарушения в использовании РЧС, с указанием типов используемых радиопередатчиков (РПД), числа нарушений, причин и вида зафиксированных нарушений;

3. интегральные данные о загрузке выделенного частотного ресурса;

4. статистические данные о фоновых и сосредоточенных помехах, включая незаконно действующие передатчики (НДП), на выделенном частотном ресурсе;

5. данные о наличии и результатах контроля свободного и пригодного для использования частотно-территориального ресурса.

Наличие этой информации позволяет:

1. проанализировать состояние дел по радиоконтролю, скоординировать работу подразделений, занимающихся РИ РЧС, спланировать дооснащение и модернизацию радиоконтрольных постов (РКП);

2. определить и спланировать дополнительные мероприятия по проведению радиоконтроля;

3. выявить средства связи, у которых наиболее часто проявляются отклонения технических параметров от нормативных значений, предъявить дополнительные требования к радиоконтролю и инспекторским проверкам данных РЭС, определить целесообразность их использования в РФ;

4. оценить готовность и целесообразность ввода новых, перспективных систем связи;

5. разработать мероприятия по совершенствованию РИ РЧС.

Таблица

Признаки Регулирование использования радиочастотного спектра 1 Задачи высшего (федерального) уровня Задачи нижнего (регионального) уровня 2 Плановые задачи Оперативные и внеплановые задачи 3 Назначение (присвоение) радиочастот Контроль соблюдения правил использования частотных назначений Контроль уровня помех действующим системам связи Выявление источников помех и принятие мер к их устранению

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАДИОКОНТРОЛЯ В ЗАДАЧАХ РИ РЧС НИЖНЕГО УРОВНЯ

Задачи РИ РЧС нижнего уровня, как отмечено выше, решаются региональными управлениями. К этим задачам относятся (3-я строка таблицы):

1. Назначение (присвоение) радиочастот.[1]

2. Контроль соблюдения правил использования частотных назначений.

3. Контроль уровней помех действующим системам связи.

4. Выявление источников помех и принятие мер по их устранению.

Перечисленные задачи непосредственно связаны с обеспечением электромагнитной совместимости (ЭМС) РЭС [б]. Результаты, получаемые при их решении, также необходимы при решении задач РИ РЧС высшего уровня.

Назначение (присвоение) радиочастот. Порядок назначения радиочастот регламентирован Положением [2], утвержденным ГКРЧ от 29.06.98 г. Это Положение обязывает радиочастотные органы осуществлять систематический контроль использования назначенных (присвоенных) радиочастот и принимать меры по своевременному устранению выявленных нарушений [2, п. 8]. Основные задачи, решаемые при назначении частот, представлены на рис. 1.

К результатам расчетов, выполняемых при частотно-территориальном анализе, следует отнести предварительные выводы о пригодности и целесообразности использования выделяемого частотного ресурса и полученные данные о потенциально возможных взаимных помехах, которые могут возникнуть между вновь вводимой системой связи и действующими РЭС. Под потенциально возможной помехой понимается помеха, которая может возникнуть в результате отклонения от норм технических параметров РПД, изменений условий распространения или обусловленная какими-либо другими причинами, вероятность появления которых достаточно велика.

Полученные результаты, рассортированные по вероятности появления помехи и поражения ею приемных устройств, позволят осуществить техническую экспертизу при вводе системы связи в эксплуатацию и разработать эффективный и целенаправленный план радиоконтроля на этапе эксплуатации. В общем случае речь идет о необходимости иметь базу данных потенциально возможных помех с оценками вероятностей их возникновения и ущерба, к которому может привести помеха.[2]

Завершающей фазой частотно-территориального анализа является техническая экспертиза с использованием средств эфирного радиоконтроля. Основной задачей технической экспертизы является подтверждение, что реальные уровни фоновых и сосредоточенных помех не превышают допустимых значений, полученных расчетным путем. Проведение технической экспертизы наиболее актуально для индустриально

Рис. 1

развитых регионов, где функционирует большое число технических средств, излучающих электромагнитные колебания в различных диапазонах частот.

Однако техническая экспертиза ограничена временными рамками, отводимыми на выполнение необходимых работ по поданной заявке. В соответствии с положением о порядке назначения частот [2, п. 7.2] для их выполнения отводится один месяц. Столь короткий интервал времени не позволяет не только с достаточной достоверностью оценить изменение уровня фоновых помех в зависимости от сезона года, но и получить достаточный объем статистических данных для оценки уровня фоновых помех в зависимости от дня недели (рабочие дни, выходные) и времени суток. Ограниченные временные рамки не позволяют также выявить помехи, редко появляющиеся в эфире, среди которых могут быть и помехи от НДП. Данные обстоятельства могут привести к тому, что помеха проявится после введения системы связи в эксплуатацию, а ее устранение потребует больших временных и финансовых затрат.

Достоверность технической экспертизы может быть повышена при использовании результатов планового радиоконтроля, осуществляемого за достаточно продолжительный интервал времени. Аккумуляция данных радиоконтроля по свободным или слабо загруженным частотам с различных постов радиоконтроля за длительный период времени (не менее одного года) в единой базе данных и последующая их обработка позволит сформировать промежуточную базу данных по частотно-территориальному и временному ресурсу, потенциально пригодному для выделения его вновь вводимым средствам связи. Наличие данных результатов повысит надежность и эффективность назначения частот.

Создание базы данных по частотно-территориальному ресурсу, пригодному для выделения вновь вводимым средствам, можно разбить на три этапа. На первом этапе, на основе территориальных планов частотных назначений (присвоении) [2, п. 3.13], с учетом общей тенденции развития телекоммуникаций и потребностей в тех или иных системах связи в конкретных регионах, прогнозируется спрос на частотно-территориальный ресурс. Результатом данного этапа является перечень частот и географических зон, на которые ожидается спрос.

На втором этапе на основе перечня, полученного на первом этапе, формируется предварительная расчетная база данных частотно-территориального ресурса. Целью второго этапа является определение частотно-территориального ресурса, удовлетворяющего следующим условиям:

1. данный ресурс не используется эксплуатируемыми РЭС:

2. расчетные уровни помех не превышают допустимых уровней помех для средств связи, на которые ожидается спрос;

3. использование данного частотно-территориального ресурса новыми системами связи не вызовет превышения допустимого уровня помех существующим системам связи.

На третьем этапе с использованием базы данных, осуществляется планомерный радиоконтроль ЭМО. Цель радиоконтроля - оценка уровня фоновых помех в зависимости от сезона года, дня недели (рабочие и выходные дни), времени суток, а также выявление помех от действующих РЭС и различных установок, излучающих электромагнитные волны. Основное требование, предъявляемое к результатам такого радиоконтроля, состоит в обеспечении достоверности, гарантирующей, что истинные уровни помех не превысят расчетных значений. В частности, необходимо гарантировать, что на контролируемых частотах отсутствуют редко появляющиеся в эфире помехи, среди которых могут оказаться и НДП. По результатам выполнения перечисленных этапов формируется база данных потенциально пригодного для использования средствами связи частотно-территориального ресурса, на который ожидается спрос.

Результатом третьего этапа является также перечень частот и географических зон, которые в соответствии с расчетами являются потенциально пригодными для использования, несмотря на то что по результатам радиоконтроля они оказались "поражены" помехой. В этом случае службам радиоконтроля и надзора ставится задача выявить причину возникновения повышенного уровня помех и принять меры по их устранению.

Контроль за соблюдением правил использования частотных назначений можно разбить на следующие подзадачи (рис. 2):

1. инспекторский контроль лицензионной деятельности;

2. технический инспекторский контроль;

3. эфирный радиоконтроль.

Положение о порядке государственного надзора [6, п. 2.12] определяет три вида проверок инспекторского контроля:

плановые, повторные и внеплановые. В этом же документе, п. 2.13, определено, что инспекторскому контролю за РЭС должен предшествовать предварительный анализ документов регионального управления ГСП и результатов эфирного радиоконтроля по проверяемому объекту радиосвязи с целью разработки плана проведения радиоконтроля.

Основная задача инспекторского контроля лицензионной деятельности - надзор за соблюдением соответствия деятельности оператора связи условиям лицензии: проверка организационно-финансовой, правовой и технической документации о состоянии эксплуатируемых систем связи. Если в процессе проведенного ранее эфирного радиоконтроля были зафиксированы отклонения параметров излучений от заявленных в лицензии норм или от норм, регламентированных ГОСТ, то об этом уведомляется оператор с предоставлением ему соответствующих протоколов радиоконтроля. Оператор должен принять меры по выявлению и устранению причин зафиксированных отклонений. При необходимости, если оператор не может выявить и устранить причин зафиксированных при эфирном радиоконтроле отклонений параметр излучений, осуществляется технический инспекторский контроль параметров РЭС (внеплановая инспекторская проверка) в месте их установки.

Результаты эфирного радиоконтроля, используемые при инспекторских проверках, должны обеспечивать возможность целенаправленного выявления причин зафиксированных отклонений параметров излучений от нормативных значений.

Результаты радиоконтроля, в случаях выявленных нарушений, удобно сохранять в базе данных радиоконтроля (БДР) в форме технического протокола результатов измерений, предъявляемого оператору. Протокол результатов радиоконтроля целесообразно дополнить указанием причин возникновения нарушений в использовании спектра и интервала времени, в течение которого он должен сохраняться. Критерий принятия решения об уничтожении протокола (окончание действия лицензии, снятие РЭС с эксплуатации и т.д.) обосновывается отдельно.

Однако подчеркнем, что эфирный радиоконтроль призван решать более широкий круг задач, по сравнению с обозначенными на рис. 2. В частности, службам эфирного радиоконтроля, кроме плановых задач, зачастую приходится выполнять оперативные и внеплановые (дополнительные к основному плану) задачи. Оперативные задачи связаны с об-

Рис. 2

наруженными нарушениями в использовании спектрального ресурса (вторичные задачи). К ним можно отнести:

- поиск источников помех и выявление причин их возникновения;[1][3]

- более детальный радиоконтроль систем связи, подозреваемых в нарушении правил использования спектрального ресурса.

К внеплановым задачам можно отнести, например:

- контроль зоны действия РЭС. (Данная задача возникает, как правило, по заявкам операторов связи);

- специальные задачи исследовательского характера по заданиям управлений.

Контроль уровней помех действующим системам связи. В соответствии с п.п. 1.7.1, 1.7.2, 1.7.3 Положения [3] контроль уровней помех действующим системам связи является одной из основных задач органов Госсвязьнадзора. Данная задача -составная часть более общей задачи обеспечения беспомеховой работы объектам радиосвязи [6, п. З]. Как известно, каждый объект радиосвязи может нормально функционировать только при определенных требованиях, предъявляемых к уровню и параметрам помех. Назначая (присваивая) радиочастоты РЭС, радиочастотные органы дают определенные гарантии, что уровни помех для данных РЭС не превышают нормативных значений. Чтобы сохранить необходимые для нормального функционирования РЭС характеристики канала связи, следует обеспечить контроль уровня помех в процессе эксплуатации РЭС.

В настоящее время решение данной задачи осуществляется в основном по прецеденту - заявке оператора связи на наличие помех. После поступления заявки выявляется источник помех и устраняются причины их возникновения. Такое положение дел связано с тем, что контроль уровня помех действующим системам связи технически усложнен присутствием в эфире полезного информационного сигнала РЭС, на фоне которого приходится осуществлять оценку параметров помех. Вторым усложняющим фактором является то, что чаще всего источники помехи, вызывающие ухудшение функционирования РЭС, находятся в непосредственной близости от приемных устройств и удалены от постов радиоконтроля, так что уровни помех недостаточны для оценки их параметров.

Несмотря на отмеченные ограничивающие факторы, контроль уровня помех действующим системам связи техническими средствами эфирного радиоконтроля представляет интерес и может осуществляться как мобильными, так и стационарными постами радиоконтроля. Данная задача представляет особый интерес для индустриально развитых регионов с большой плотностью технических средств, излучающих электромагнитные волны. При осуществлении эфирного радиоконтроля целесообразно отдельно рассматривать задачу контроля параметров фоновых помех, где основной вклад могут вносить индустриальные помехи, и задачу контроля параметров сосредоточенных помех, источниками которых могут быть НДП или непреднамеренные помехи от зарегистрированных РЭС и ВЧ устройств.

Эфирный контроль уровня и параметров помех действующим системам связи целесообразно осуществлять во время пауз работы (излучения) контролируемой РЭС. Если это невозможно, то контроль уровня помех можно ограничить только фиксацией факта их наличия или отсутствия по результатам спектральных измерений[2][4]*.

По результатам контроля уровней сосредоточенных помех действующим системам связи осуществляется планирование работ по выявлению источников помех и устранению причин их возникновения. По результатам контроля фоновых (индустриальных) помех необходимо разрабатывать предложения и мероприятия по их снижению, а также рекомендации по их учету при разработке частотно-территориального плана для вновь вводимых объектов радиосвязи.

Выявление источников помех и принятие мер к их устранению - наиболее очевидная задача радиоконтроля и поэтому не требующая отдельного обоснования.

Плановая работа службы радиоконтроля должна обеспечивать возможность выявления источников помех в процессе решения плановых задач радиоконтроля, хотя нельзя исключить и внеплановые задачи поиска помех. Задача поиска и устранения источников помех (НДП и т. д.) по прецеденту является сложной, дорогостоящей, но необходимой процедурой.

Существует, кроме того, точка зрения, что центральной задачей радиоконтроля является поиск и устранение несанкционированных излучений. Все остальные задачи контроля рассматриваются как второстепенные. При этом обозначенная выше задача формулируется как задача обнаружения и измерения координат новых источников излучений с целью их быстрой локализации и устранения. Этот подход, на наш взгляд, не соответствует концепции радиоконтроля, как части общей задачи регулирования использования РЧС. Приоритетными должны являться плановые задачи РИ РЧС по обеспечению беспомеховой работы объектов связи. При обнаружении помехи, приводящей к ухудшению качества функционирования РЭС, или обнаружении излучения, которое может быть помехой вновь вводимым средствам связи, необходимо в первую очередь определить тип помехи и определить основной механизм ее образования. Частным результатом данной работы является случай, когда источник помехи следует отнести к классу НДП.

Существенными данными при решении задач РИ РЧС являются:

1. статистические данные о состоянии электромагнитной обстановки, позволяющие решать вопросы распределения частотного ресурса между радиослужбами, способствующие разработке регламентирующих документов и дополнительных мер по совершенствованию управления спектром;

2. результаты радиоконтроля ЭМО на свободном частотно-территориальном ресурсе пригодном для эксплуатации перспективными средствами связи (используются при решении задач назначения частот для вновь вводимых систем связи);

3. данные об отклонениях параметров излучений РЭС и ВЧ устройств от нормативных значений (используются службами инспекторского надзора для выяснения причин обнаруженных отклонений и принятия решения о санкциях к операторам связи);

4. данные об уровнях фоновых помех, параметрах и координатах источников сосредоточенных помех (включая НДП) на выделенном операторам связи частотном ресурсе (используются для выяснения и устранения причин возникновения помех).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАДИОКОНТРОЛЯ

В соответствии с Положением о порядке государственного надзора [6, п. 2.13] планирование контроля за РЭС (инспекторского и эфирного радиоконтроля) должно "осуществляться с учетом важности сетей (объектов) радиосвязи и РЭС. а также с учетом обеспечения ежегодного охвата надзором не менее 30 % сетей (объектов) радиосвязи".

Планирование радиоконтроля конкретной РЭС начинается с момента ввода ее в эксплуатацию. На стадии ввода в эксплуатацию необходимо разработать технические задания планового контроля РЭС. Исходными данными для составления заданий являются:

- географическая зона действия вводимой в эксплуатацию РЭС:

- перечень параметров излучений РЭС, которые необходимо контролировать, и периодичность их контроля;

- данные результатов расчетов о потенциально возможных взаимных помехах для вновь вводимых в эксплуатацию РЭС и, соответственно, для действующих РЭС;

- данные о технических возможностях проведения радиоконтроля данной РЭС существующим радиоконтрольным оборудованием.

На основе перечисленных исходных данных определяются РКП, в зоне действия которых находится вводимая в эксплуатацию РЭС. Далее разрабатываются технические задания на проведение планового радиоконтроля с учетом возможности интеграции заданий в действующие плановые задания радиоконтроля. Для успешного выполнения данной работы необходимо иметь банк действующих плановых и оперативных заданий радиоконтроля и типовых форм заданий, разработанных с учетом используемого радиоконтрольного оборудования.

На этапе приемки системы связи в эксплуатацию необходимо на РКП, в зону действия которых она попадает, произвести при номинальных, лицензионно-заявленных параметрах РЭС измерение всех подлежащих контролю параметров излучений. Данные измерения позволят экспериментально подтвердить возможности РКП по проведению радиоконтроля и уточнить план работ по его выполнению. Наличие этих данных в БДР позволит при последующем радиоконтроле отслеживать изменения во времени технических характеристик РЭС и прогнозировать возможные отклонения параметров излучений от нормативных значений. Для отдельных измерений, таких как уровень сигнала (напряженность поля), уровень побочных излучений, измерения параметров излучений на этапе ввода в эксплуатацию являются опорными и зачастую единственной возможностью зафиксировать отклонение от нормативных значений мощности излучения и уровня побочных излучений, соответственно.

Эффективность радиоконтроля во многом определяется рациональным распределением имеющихся для выполнения радиоконтроля технических и временных ресурсов. Задача разработки общего плана радиоконтроля, обеспечивающего максимальную эффективность, является неоднозначной и зависит от многих факторов: состава и количества задач, подлежащих решению, количества и расположения стационарных РКП, наличия и возможности использования мобильных РКП, технических возможностей и состояния радиоконтрольного оборудования, возможности оперативного принятия решений по результатам радиоконтроля с различных РКП, доступности и оперативности получения необходимой при выполнении радиоконтроля информации, наличия и подготовленности специалистов, обслуживающих радиоконтрольное оборудование, и т. д. Все факторы перечислить не представляется возможным. Поэтому предложить единую для всех регионов процедуру разработки эффективного плана проведения радиоконтроля затруднительно.

Типовая последовательность процедур построения плана радиоконтроля может быть следующей:

1. Формирование перечня необходимых для решения задач РИ РЧС конкретных результатов радиоконтроля и анализ возможностей их получения.

2. Расстановка приоритетов, характеризующих важность и необходимость получения тех или иных результатов радиоконтроля для задач РИ РЧС при существующих технических и временных ограничениях.

3. Формирование (корректировка) базы данных плановых и оперативных заданий радиоконтроля.

4. Составление календарного плана радиоконтроля с учетом расставленных приоритетов и организационно-технических возможностей.

Наличие приоритетов в получении тех или иных результатов позволит оптимизировать задание и план радиоконтроля. Поэтому расстановка приоритетов является одним из важных моментов составления плана.

1. Для регионов с большим количеством морально и технически устаревших радиопередающих устройств следует ожидать частое отклонение параметров излучений от нормативных значений, обусловленных техническими неисправностями. Если результаты радиоконтроля за предшествующий период подтверждают это, то для данных средств необходимо установить повышенный приоритет радиоконтроля.

2. Крупные индустриально развитые города характеризуются высоким уровнем фоновых индустриальных помех и большой плотностью размещения разнообразных РЭС, что приводит к повышенной вероятности возникновения помех. Если результаты радиоконтроля и заявки операторов на устранение помех подтверждают это, то следует уделить повышенное внимание контролю уровня фоновых и сосредоточенных помех эксплуатируемым системам связи и выявлению причин их возникновения. Приоритет этой задачи может оказаться выше, чем приоритет задачи контроля параметров излучений.

3. Если в регионе ожидается повышенный спрос на частотно-территориальный ресурс для новых систем связи, то целесообразно повышенное внимание уделить созданию базы данных частотно-территориального ресурса, потенциально пригодного для выделения вновь вводимым системам связи. Эта задача сложная, многоплановая и требует большого статистического материала.

4. При расстановке приоритетов следует также учесть результаты теоретических расчетов ЭМС в части определения потенциально возможных источников помех. Речь идет о создании базы данных наиболее вероятных потенциальных источников помех. Эта база данных должна формироваться по результатам не только расчетов, но и анализа результатов радиоконтроля.

5. При разработке плана радиоконтроля также необходимо учитывать, что характеристики многих помех зависят от времени года, суток или дня недели.

В целом, можно констатировать, что эффективность плана радиоконтроля определяется предшествующей аналитической работой по анализу состояния ЭМО в регионе или городе и прогнозу развития телекоммуникационных сетей связи.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РАДИОКОНТРОЛЕ

Аналитическая работа в задачах РИ РЧС сводится к анализу эффективности использования РЧС [6. п.2.8], выявлению текущих проблем при решении задач РИ РЧС, прогнозу развития телекоммуникационных сетей связи, корректировке текущих и разработке перспективных долгосрочных планов выполнения задач РИ РЧС, разработке дополнительных мер по совершенствованию управления спектром, формированию плановых, оперативных и внеплановых заданий радиоконтроля. Анализ целесообразно осуществлять по направлениям, соответствующим четырем основным задачам РИ РЧС, которые рассмотрены выше, (3-я строка таблицы).

При этом следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Какое количество сетей (объектов) радиосвязи охвачено ежегодным планом инспекторского и эфирного контроля, какова важность контролируемых объектов и отвечает ли действующий план радиоконтроля требованиям регламентирующих документов?

2. Удовлетворяет ли условиям лицензии использование (загрузка) назначенных (присвоенных) радиочастот?

3. У каких РЭС и операторов связи были зафиксированы нарушения в использовании спектрального ресурса, как часто возникают данные нарушения?

4. У каких типов РЭС наиболее часто наблюдаются отклонения от норм технических характеристик, в чем они проявляются?

5. Каково состояние выполнения задач по выявлению причин зафиксированных отклонений от нормативных значений в использовании спектрального ресурса?

6. На каких частотах и в каких географических зонах ожидаются назначения (присвоения) радиочастот для вновь вводимых РЭС, имеются ли в наличии результаты радиоконтроля на этих частотах и какова оценка пригодности их использования?

Данный перечень вопросов может быть продолжен с учетом специфических условий использования спектрального ресурса в каждом регионе. Конечным результатом анализа должен стать перечень необходимых результатов радиоконтроля с указанием приоритета важности их получения. К факторам, влияющим на приоритет выполнения задач эфирного контроля и инспекторских проверок конкретных РЭС, можно отнести частоту отклонений технических параметров данной РЭС от нормативных значений и незаконное использование частотных присвоений, имевшее место за предшествующий период времени. При расстановке приоритетов также следует учитывать дату последней инспекторской проверки и эфирного контроля.

Важность и необходимость радиоконтроля уровня помех действующим системам связи можно оценивать по числу заявок от операторов связи на устранение помех. Приоритет работ по выявлению источников помех, как правило, должен быть очень высоким за исключением случаев, когда помеха не может привести к существенному ухудшению качества связи.

Приоритет получения результатов радиоконтроля, необходимых при решении задачи назначения (присвоения) радиочастот РЭС, определяется ожидаемым спросом на радиочастотный ресурс, состоянием реальной ЭМО на свободном и потенциально пригодном для назначения частотном ресурсе.

Рассмотрим состав информации, который необходим в работе аналитика при формулировке задач радиоконтроля.

1. Сводная информация об объеме выполняемых задач эфирного радиоконтроля и полученных результатов.

2. Сводная информация о результатах инспекторских проверок.

3. Сводная информация о выполняемых на текущий момент работах по выявлению причин возникновения помех или других отклонений от нормативных требований, указанных в правилах использования спектрального ресурса.

4. База данных о потенциально возможных источниках помех.

5. База данных о наличии свободного частотно-территориального ресурса, пригодного для использования, с оценками ЭМО по результатам радиоконтроля.

6. База данных о технической оснащенности РКП радиоконтрольным оборудованием, его возможностях и техническом состоянии, загруженности выполняемыми задачами радиоконтроля.

7. База данных плановых заданий на выполнение работ по радиоконтролю.

8. Информация о возможном спросе на выделение частотно-территориального ресурса.

Одно только перечисление информации, необходимой при планировании работ по радиоконтролю, показывает, что добиться эффективного планирования без специализированного программного обеспечения практически невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные идеи планируется реализовать в ходе выполнения работы по созданию Центра управления радио контролем г. Москвы.

В основу создания данного "Центра" положена разрабатываемая система планирования и оперативного управления работой радиоконтрольных постов. Система представляет собой автоматизированное рабочее место, позволяющее решать следующие задачи:

- составление и контроль выполнения календарного плана радиоконтроля;

- контроль оперативной обстановки;

- централизованный сбор заявок на текущие радиоконтрольные работы (поиск источников помех, несанкционированных выходов в эфир и т. п.);

- отслеживание загруженности стационарных и мобильных радиоконтрольных постов и выдача им текущих заданий;

- централизованное хранение результатов радиоконтроля и их анализ;

- предоставление интерфейса доступа к "Региональной базе данных" для радиоконтрольных постов;

- предоставление интерфейса доступа к разделяемым ресурсам (пеленгационная система, мобильные установки и т.п.) для радиоконтрольных постов;

- выдача отчетной информации для вышестоящих организаций.

ЛИТЕРАТУРА

Справочник по радиоконтролю, МСЭ, 1995. Положение "О порядке назначения (присвоения) радиочастот в Российской Федерации для радиоэлектронных средств всех назначений". - М.: ГКРЧ, 1998. - 32с.

Положение о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации. В кн. Сборник нормативных документов по вопросам использования радиочастот в радиоэлектронных системах и высокочастотных устройствах гражданского применения. Под ред. Н.А. Логинова. - М.: Главгосвязьнадзор, 1999. - С. 30-33.

"Радиоэлектроника и связь". Материалы семинара "Реализация концепции совершенствования системы РК в РФ" / Под ред. Н.А. Логинова, И.П. Харченко. - СПб.: 1999.

Логинов Н. А. "Исследование методов и средств радиоконтроля и разработка концепции его совершенствования в Российской Федерации". - Дис.: канд. техн. наук. - СПб.: ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 1998. - 149 с.

Положение о порядке государственного контроля за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств). В кн.: Сборник нормативных документов по вопросам использования радиочастот в радиоэлектронных системах и высокочастотных устройствах гражданского применения. Под ред. Н.А. Логинова. - М.: Главгоссвязьнадзор, 1999. - С. 218-226.

«Электросвязь», № 6 , 2000

[2] Например, база данных потенциально возможных помех может формироваться по результатам расчетов следующим образом.

Если расчеты ЭМС показывают, что небольшое превышение нормативных значений в уровнях внеполосных излучений или в уровнях излучений по побочным каналам РПД приводит к тому, что ЭМС РЭС не обеспечивается, то данный РПД может быть источником потенциально возможной помехи. Потенциально возможная помеха также может быть определена по результатам радиоконтроля. Если статистические данные радиоконтроля показывают, что у определенного типа оборудования достаточно часто возникают неисправности, проявляющиеся в повышенном уровне излучений по побочным каналам, то данные излучения могут являться потенциально возможными помехами другим РЭС.

[3] Необходимость решения данной задачи может возникать как следствие обнаружения помех при решении основных задач радиоконтроля и задач по заявкам операторов связи при наличии помехи.

[4] Это можно осуществлять визуально (субъективно) путем анализа спектральной картинки излучения или по отклонениям измеренных параметров излучений от нормативных значений с последующим выяснением причин их возникновения. К таким параметрам следует отнести ширину занимаемой полосы радиочастот и уровни внеполосных излучений. Отклонения результатов эфирных измерений данных параметров от нормативных значений могут быть вызваны не только действительными отклонениями параметров излучений РПДУ, но и повышенным уровнем помех в эфире.

Просмотров: 591 | Добавил: capeas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0