Понедельник, 06.05.2024, 01:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Август » 16 » Газель с дукато: на отрыв!
14:57

Газель с дукато: на отрыв!





Александр ВИНОГРАДОВ, Петр ГРИБАЧЕВ | Фото авторов
>

На скорости 130 кмч у Газели Бизнес оторвались оба задних левых колеса. Хорошее начало статьи, правда?

Мы продолжаем публикацию остросюжетного сериала «Особенности национальной эксплуатации фургонов»: в рамках ускоренных ресурсных испытаний Авторевю Газель Бизнес и Fiat Ducato прошли по Дмитровскому автополигону 12 тысяч километров — в условиях, где каждый километр приравнивается к трем при обычной эксплуатации.

От рассвета до заката чиним мы Газель с Ducato...» Позади лишь треть дистанции ускоренных ресурсных испытаний, а кажется, что ремонта было больше, чем езды.

На первых этапах больше всего хлопот доставляла передняя подвеска Ducato: мы заменили четыре верхних опоры передних амортизаторов (которые оказались в большом дефиците), затем — и правый амортизатор. У Газели Бизнес, в свою очередь, тоже поменяли амортизатор (но уже задний и с левой стороны), варили разрушенные кронштейны генератора и того же амортизатора. А дальше было вот что.

Газель

14 сентября, пробег 8982 км. У груженой Газели на скоростной дороге при скорости 130 км/ч отвалились оба задних колеса с левой стороны.

Если бы это произошло на дороге общего пользования, все могло закончиться очень печально. Нам повезло: фургон не перевернулся, а скоростная дорога автополигона была пустой... Чья вина? Похоже, что наша. Незадолго до аварии мы поставили на машину колеса с новыми шинами (не Я-462, а К-156) — «родной» комплект шин служит только для контрольных замеров и экспертных оценок.

Так вот, в инструкции по эксплуатации есть пункт, предписывающий затяжку гаек моментом не меньше 300 Нм, а мы тянули их на глаз, обычным гайковертом — скорее всего, не так сильно. В итоге гайки ослабли — и шпильки срезало. Хорошая наука и нам, и тем, кто эксплуатирует Газели!

Одно утешает: все запчасти, причем в фирменной упаковке, нашлись в ближайшем магазине в Дмитрове — и обошлись всего в 9000 рублей. Ремонт занял почти два дня, причем попутно мы заменили выскочивший палец задней рессоры и заварили выпускную систему, которая разошлась «по сварке». Газель встала в строй. Но ненадолго.


Все эти детали и узлы уже устанавливаются на Газель Бизнес. Их получил и наш экземпляр

17 сентября, пробег 9089 км. Газель задымила (опять на скоростном кольце), в кабине запахло маслом. Открыв капот, мы увидели, что маслом залит весь моторный отсек. Но проблема оказалась пустяковой: слетел шланг, идущий от масляного радиатора к блоку цилиндров. Шланг поставили на место и дополнительно уплотнили герметиком.

23 сентября, пробег 9413 км. Опять мотор! Он затроил, на приборном щитке засветился индикатор Check engine. Диагностика показала перебои зажигания во втором цилиндре и перебои в работе датчика массового расхода воздуха.

На следующий день симптомы усилились, вдобавок появился металлический стук на холостых оборотах. Водяной насос? Шестерня распредвала? Решили для начала привлечь специалистов: может, они уже с этим сталкивались?

Газовцы прибыли на полигон 29 сентября — и привезли с собой вагон и маленькую тележку новых деталей. Дело в том, что обеим компаниям, ГАЗ и Sollers, мы послали письмо с предложением устанавливать на проходящие испытания Газель и Ducato новые элементы, которые уже внедрены в серийном производстве. Ведь и нам, и читателям интересно, как улучшается конструкция обеих моделей!

Первым делом газовцы отыскали причину проблем с мотором: болт крепления шкива коленвала ослаб, а шпонка, на которой сидят ступицы шкива и шестерня привода распредвала, размолотила пазы в них — и из-за произвольной «регулировки фаз газораспределения» начал сходить с ума блок управления двигателем.

А теперь загибайте пальцы. С момента покупки нашей Газели Бизнес — всего за три месяца! — на конвейере начали устанавливаться новые:

— головка блока с большей степенью сжатия, рассчитанная на экологические нормы Euro 4;

— блок управления двигателем с другой «прошивкой» (он идет в паре с новой головкой);

— коромысла с регулировочными болтами нового типа, которые должны исключить «плавание» тепловых зазоров клапанов (наконец-то!);

— распредвал с иным профилем кулачков;

— кронштейн генератора (теперь его толщина — шесть миллиметров, а не пять, как прежде);

— уплотнение приемной трубы системы выпуска с двумя кольцами, исключающими прорыв газов;

— рычаг стояночного тормоза (он меньше «трещит»);

— звуковые сигналы (они теперь рупорные и звучат громче);

— усиленные кронштейны задних амортизаторов;

— блок управления отоплением (с жидкокристаллическим дисплеем вместо «ущербных» индикаторов).

И все это было установлено на нашу Газель! Попутно газовцы полностью поменяли выпускную систему и смонтировали новый комплект задних амортизаторов (у нас один амортизатор после замены был «неродным»). А специалисты по интерьеру отыскали источник тряски передней панели: раскрутились саморезы ее крепления за щитком приборов, причем один из них выпал и грохотал, прыгая на жестком пластике. Затянули и крепеж панели обдува лобового стекла.

«Газелисты» наверняка осудят нас: «Хорошо вам в Авторевю: приехали представители ГАЗа, привезли все готовенькое, сами все установили-прикрутили — и машина как новая!» Но наша задача — не только констатировать возникновение тех или иных проблем, но и помочь производителям довести до ума свои модели — конечно, при обоюдном желании...

Нам оставалось лишь провести очередное ТО — и теперь Газель не узнать! Салон «молчит», двигатель работает без перебоев и вибраций, уверенно разгоняя машину на пологих подъемах. Жаль, на горках покруче тяги уже не хватает, да и от расхода топлива груженой машины волосы встают дыбом: 25 л/100 км — в два раза больше, чем у Ducato!

Ducato

А что в это время происходило с Ducato? Напомним, что при очередной замене опоры переднего амортизатора (на этот раз слева), при пробеге 7638 км, мы заметили трещину в «чашке» кузова, к которой крепится опора. Решили проверить и состояние правой «чашки» — оказалось, она тоже треснула!

Вариантов было два. Первый — везти Ducato к одному из дилеров и ремонтировать его там. Но сколько продлится такой ремонт? Решили варить кузов своими силами — благо это предусмотрено методикой испытаний, в техцентре Авторевю есть все необходимое, а наш главный механик дядя Ваня сказал, что сможет сымитировать точечную сварку.

Чтобы подобраться к месту ремонта, пришлось «раскидать» едва ли не полсалона — при этом позабавил коврик под ногами водителя, вырезанный вручную. Ремонт занял весь рабочий день.

После этого Ducato досаждал лишь мелочами. Рычажок регулировки руля ему больше не нужен: «баранка» сама перемещается, если к ней приложить усилие. Появился небольшой стук в рулевом управлении со стороны «рейки». Начала ощущаться продольная раскачка кузова. Есть подозрение, что через месяц-другой придется поменять задние амортизаторы.

А когда мы проводили техобслуживание при пробеге 12000 км (напомним, что из-за повышенных нагрузок межсервисные пробеги сокращены на 20 %), обнаружили, что резинки подвески глушителя растянулись, а одна даже соскочила. Кроме того, треснула шайба крепления штока регулятора тормозных сил к балке заднего моста.

>

Обе машины вновь побывали в коррозионной камере — провели шесть часов в соляном тумане. Итог тот же, что и в прошлый раз: тарированные насечки на Ducato не ржавеют, а на Газели покрываются ржавчиной. А после первых заморозков выявились различия в обдуве стекла: при утреннем холодном старте на полную разморозку лобового стекла у Фиата уходит около шести с половиной минут, у Газели — все девять. Хотя мы ожидали обратного результата: дизельные моторы, особенно на холостых оборотах, прогреваются гораздо дольше бензиновых! Да и появления теплого воздуха из дефлекторов Газели, несмотря на замену блока отопителя, по-прежнему приходится ждать больше десяти минут. А вот-вот морозы усилятся...

Продолжение сериала «Особенности национальной эксплуатации фургонов» — в следующем выпуске рубрики.


Лобовое стекло дизельного Ducato оттаивает быстрее — хотя, по идее, должно быть наоборот!

>

Бизнес по-карельски

В мае 2010 года я приобрел микроавтобус Газель Бизнес, причем поставил панорамные стекла взамен стандартных. Условия эксплуатации очень жесткие: с самого начала машина работает на разбитых асфальтовых и грунтовых дорогах Карелии, причем не только перевозит 13 человек, но и буксирует прицеп массой 300—500 кг.

К счастью, менять по гарантии шкив водяного насоса и щиток приборов не пришлось, «печка» тоже работает отлично... Но со многими проблемами, о которых пишет Авторевю, пришлось столкнуться.

После пробега 5000 км потерялись болты кронштейна правого переднего амортизатора. С самого начала загорался и неожиданно гас индикатор Check engine.

Начался стук в клапанах, решили устранить проблему самостоятельно. Когда сняли клапанную крышку, первая же гайка развалилась прямо в руках... Все клапаны оказались разрегулированы, но самостоятельная регулировка не помогла: на первом цилиндре гайки сами по себе откручивались и клапаны барабанили так, что страшно было ехать. Купили в магазине «старую-новую» (на коробке — 2007 год выпуска) ось с коромыслами, поставили контргайки — и все прекратилось. Цена вопроса — 1700 рублей вместе с работой.

На шестой тысяче лопнул трос стояночного тормоза, по гарантии его менять отказались. Цена — 700 рублей, включая работу.

После 7000 км передняя панель начала громыхать с правой стороны на грунтовых дорогах, компакт-диски стали «заикаться». Одновременно с панелью загрохотала сдвижная дверь, да и все в салоне гремит на ходу.

Перед первым ТО (15000 км) развалились все резиновые элементы подвески глушителя. Купил по 15 рублей за штуку. Само ТО-1 обошлось в 5000 рублей со скидкой. К 18000 км перегорели лампочки стоп-сигналов (новые обошлись в 30 рублей каждая). Мой совет: покупать лампы с коротким цоколем и толстенькие — они хорошо входят и крепко держатся.

Глушитель с самого начала начал контактировать с карданом, уже дорожка «набежала». Иногда из-под клапанной крышки прорывается масло: есть потеки. Весь крепеж оказался затянутым на совесть. Колесные гайки не мог открутить стандартным «баллонником», взял только пневмогайковертом! Расход топлива укладывается в 16 л/100 км.

Недавно раздался звонок от клиентской службы ОАО ГАЗ: расспросили о проблемах, впечатлениях от процесса покупки... А потом задали такой странный вопрос: «Что бы вы сделали с центром продаж и обслуживания ОАО ГАЗ, если бы были его директором?» Ну, тут я рассказал все в красках! Еще посетовал на то, что в корпоративном автобусе стоят дешевые сиденья от простой маршрутки. Кстати, водительское сиденье тоже ужасное: в дальней дороге болит спина, не найти удачного положения. А Ford Transit, о проблемах которого я писал в рубрику «Почтовый фургон» (АР №3, 2009), так и стоит со сломанным двигателем.

Константин Фролов, Петрозаводск
>

Экспертиза установила...

В лабораторию технической экспертизы Северного (Арктического) федерального университета поступил автомобиль Fiat Ducato с идентификационным номером Z7G2440009S006662, 2009 года выпуска, принадлежащий Чукарину Л. В. Пробег автомобиля 66337 км.

Осмотром выяснено следующее (согласно акту осмотра от 27.08.2010):

— разрушена чашка кузова в месте крепления левой телескопической стойки передней подвески: отрыв металла по сварному шву, коррозия отсутствует;

— разрушена верхняя опора левой телескопической стойки передней подвески;

— левая телескопическая стойка передней подвески новая, без загрязнений и коррозии; амортизатор полностью утратил эффективность.

Для лабораторного исследования изъяты: верхняя опора подвески (2 штуки), телескопические амортизаторы (2 штуки), ранее установленные на данном автомобиле.

При лабораторном исследовании выяснилось:

— материал (алюминиево-кремниевый сплав литейный — силумин) верхних опор разрушен по хрупкому механизму, с утерей части материала, излом очень крупнозернистый, однородный, следов развития усталостных трещин нет;

— резиновые демпферы потеряли устойчивость и выдавлены из опор;

— телескопический амортизатор № 1 (со значительным загрязнением, коррозионными отложениями, соответственно имеющий большее время эксплуатации) полностью утратил эффективность, герметичность потеряна, гидравлическая жидкость и газ утрачены, направляющая штока разбита, шток перемещается в радиальном направлении на величину до 5 мм;

— телескопический амортизатор №2 (без визуально различимых следов эксплуатации) полностью утратил эффективность, герметичность сохранена, при движении штока вверх (ход отбоя) ощутимы хорошо различимые удары.

При микроскопическом анализе поверхностей излома материала верхних опор (на микроскопе для просмотра микроструктуры МБС-1) в зеренной структуре обнаружены многочисленные неметаллические включения. Размеры отдельных кристаллов неметаллических включений достигают 40% размеров зерен сплава. Таким образом, излом происходит при ударном приложении нагрузок в направлении наименьшей площади сечения детали (в данном случае снизу вверх) по слоям неметаллических включений. Такое возможно при нарушении технологии отливки детали.

Амортизаторные стойки вышли из строя по причине резкого увеличения радиального усилия, возникшего при разрушении верхних опор стоек.

Металл кузова разрушился по вязкому механизму вследствие многочисленных недемпфированных ударов при ходе сжатия подвески из-за выхода из строя амортизатора.

Cергей Думанский, доцент Северного (Арктического) федерального университета, г. Архангельск
>

Ducato — на батарейках...

НА выставке Мир автобусов, прошедшей в подмосковной Коломне (о ней — в следующем выпуске рубрики), был показан Fiat Ducato, над крышей которого красовался лозунг «Первый доступный электромобиль». Это — конкурент опытной электрической Газели, о которой мы рассказывали в АР №18, 2009.

У Газели китайские литий-ионные аккумуляторы располагаются под платформой, а под капотом — американский электромотор. Здесь же электромоторов два: каждый из них развивает 20 кВт и приводит свое колесо.

На месте заправочной горловины — розетка на 220 В, в кабине вместо рычага КПП — хлипкий переключатель режимов работы электромотора. А где же аккумуляторы? В кузове, прикрытые клеенкой: они заняли место всех пассажирских сидений!

— Литий-ионные? — спрашиваем.

— Нет, пока обычные свинцовые, автомобильные, но в перспективе они тоже будут литий-ионными, из Китая.

Ну и ну. А знаете, сколько стоит «самый доступный электромобиль»? 40 тысяч евро, если запас хода на одной зарядке равен 120 км, и 55 тысяч евро, если запас хода увеличен до 180 км. Поздравляем! Ведь пока ни одному из западных разработчиков подобных конструкций не удалось превысить запас хода в 120—130 км...

Представители компании уверяют, что продажи машины начнутся в 2012 году. А по нашему мнению, электро-Ducato, как и электро-Газель, создан лишь с одной целью — заинтересовать бывшего мэра Москвы Лужкова, который был падок на подобные новинки.

...а Газель — на метане

ГАЗ продемонстрировал опытный образец Газели Бизнес с двигателем, который может работать и на бензине, и на газе — но не на сжиженном, как обычно, а на сжатом метане. Четыре баллона располагаются под кузовом, газовое оборудование поставила итальянская компания OMVL, а единую электронную систему управления — российская фирма Элкар. Выхлоп отвечает нормам Euro 4, затраты на топливо, как уверяют газовцы, снижаются на 50—55% по сравнению с бензиновым вариантом, на 8—10% — с дизельным и на 5—7% — с вариантом на сжиженном газе. Заманчиво! Но... Во-первых, цена на метановую Газель пока не объявлена — и потому говорить о реальном экономическом эффекте невозможно, а во-вторых, заправок, торгующих сжатым газом (АГНКС), в стране пока очень мало.

Просмотров: 4629 | Добавил: capeas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0